Ночная молитва в Рамадан

8 Июня 2016

Ночная молитва — честь верующего. Об этом сообщил доверенный на небесах Джибриль (мир ему) доверенному на земле Мухаммаду . Однажды Джибриль пришел к Посланнику Аллаха и сказал:

«О Мухаммад! Живи, сколько хочешь — все равно ты умрешь. Люби, кого хочешь — все равно ты расстанешься с ними. Делай, что хочешь — все равно тебе воздастся за это... И знай, что честь верующего — простаивание им ночи в молитве, а его величие — умение обходиться без людей». А ночная молитва в Рамадан это честь и почет, увеличенные во много раз...

Посланник Аллаха уделял огромное внимание Корану в ночи Рамадана, равно как и Джибриль (мир ему): он приходил к Пророку и повторял с ним Коран. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха был щедрейшим из людей, и особенно щедрым он был в Рамадан, когда Джибриль приходил к нему и повторял с ним Коран». А в конце хадиса сказано: «И это происходило каждую ночь».

Наши праведные предшественники также уделяли Корану много внимания в ночи Рамадана, и в эти ночи они делали то, чего не делали в другие. Некоторые прочитывали Коран полностью в течение месяца, другие делали это каждые десять дней, третьи — каждые семь, четвертые — каждые три...

Ночная молитва в Рамадан имеет свои особенности и отличается от молитвы в другие ночи года. Пророк сказал:
«Кто выстаивал Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи».

Иными словами, грехи простятся тому, кто проводил ночи Рамадана в поклонении и молитве, искренне желая получить награду Всевышнего и стремясь приблизиться к Аллаху.

Пророк провел несколько ночей Рамадана в молитве вместе со своими сподвижниками, а потом отказался от этого из жалости к ним. Он сказал:

«Я побоялся, что это будет вменено вам в обязанность».

А после кончины Пророка и прекращения Откровения, когда уже ничего не могло быть вменено им в обязанность, ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел Убеййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан ночные молитвы с людьми. Причем имам читал в каждом рак‘ате около ста аятов, так что люди опирались на свои посохи, уставая от долгого стояния, а расходились они только к утренней заре.

Это, конечно же, подходит выносливым и сильным в своей вере людям, каковых в наше время осталось немного. Все зависит от человеческих сил. Когда имама Ахмада (да помилует его Аллах) спросили о том, следует ли растягивать ночную молитву на всю ночь, он сказал: «В этом — затруднение для людей, особенно в короткие ночи. Следует делать то, что людям по силам».

Имам Ахмад сказал одному из своих товарищей, который совершал молитву с остальными: «Это — слабые люди». То есть он жалел их и имел в виду, что не стоит затягивать молитву. И он дочитал им Коран до конца в двадцать седьмую ночь.

Это указывает на то, что слабые люди вполне могут прочитать Коран полностью за двадцать семь или тридцать ночей.

Однако в наше время люди стали еще слабее, и дошло до того, что они требуют от имама не читать больше нескольких аятов в каждом рак‘ате, и даже если он читает эти несколько аятов, многие, совершив два или четыре рак‘ата, покидают мечеть, стремясь к мирским делам и преходящим благам и украшениям мира этого. А если бы они потерпели и дождались, когда имам завершит молитву, им записалась бы награда за выстаивание всей этой ночи, как сказал Посланник .

Однажды он совершал молитву со своими сподвижниками в течение первой трети ночи, а в другой раз — половину ночи, и они сказали: «Почему бы тебе не совершать с нами молитву и в оставшуюся часть ночи?». Он ответил:

«Поистине, если человек молился с имамом до тех пор, пока тот не ушел, ему запишется и остаток ночи».

Однако этого удостаивается только тот, кто совершал молитву с имамом до самого его ухода. Ибн Раджаб сказал, комментируя этот хадис: «Он указывает на то, что за совершение молитвы в течение трети или половины ночи записывается простаивание ночи в молитве, однако при условии, что молитва совершается вместе с имамом. Имам Ахмад руководствовался этим хадисом и не покидал место молитвы до тех пор, пока его не покидал имам».

Простаивание ночей Рамадана в молитве также относится к духу поста. И хотя имамы указывали на то, что необходимо жалеть людей, они в то же время не упрекали тех, кто подолгу молился в одиночестве или с людьми, которые следовали за ними, были согласны с их действиями и стояли столько, сколько стояли они. Ибн Раджаб сказал: «Кто желает прочитать в своей молитве больше аятов и сделать ее дольше, и при этом он молится в одиночестве, он может совершать молитву столько, сколько ему угодно, и точно так же если он молится с общиной, которая довольна тем, как он делает это».

У ночной молитвы в Рамадан так же, как и у поста, есть дух, и этот дух — смирение, богобоязненность и покорность Всевышнему. Пророк , совершая ночную молитву, обязательно останавливался на аяте, содержащем грозное обещание, и просил защиты у Аллаха, и обязательно останавливался на аяте, где говорилось о милости Божьей, и просил у Аллаха Его милости45. А сегодня многие имамы совершают молитву—таравих небрежно и рассеянно, и в их поясных и земных поклонах отсутствует неторопливость, спокойствие и плавность движений, хотя это является необходимым условием (рукн) этой молитвы, и ее следует совершать сосредоточенно и с должным смирением, а когда человек спешит, добиться этого невозможно. Лучше читать мало аятов, однако при этом плавно и неторопливо совершать поясной и земной поклоны, чем читать долго, а потом спешно проделывать все остальные движения. И лучше совершить десять рак‘атов с долгим чтением и должным спокойствием, чем двадцать, но в спешке, потому что суть молитвы и дух ее — устремление к Всевышнему всем сердцем... Иногда малое лучше, чем большое. Точно так же читать Коран лучше размеренно, выговаривая каждую букву.

Коран дозволено читать с быстротой, которая не приводит к «выпадению» букв. Если же это происходит, то с данной скоростью читать Коран нельзя — это запрещено. Если же человек читает быстро, но отчетливо, так что молящиеся за ним получают пользу от его чтения, тогда это дозволено.

Дорогой брат, соблюдающий пост и совершающий ночную молитву! Вставая на молитву, помните о том, что делая это, вы исполняете веление Всевышнего:

«И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).

Недостаточно просто стоять и совершать молитву — сердце молящегося обязательно должно быть преисполнено смирения перед Всевышним. Во время молитвы вспомните о том, что люди будут стоять в Судный день пятьдесят тысяч лет, и что для вас они будут тем короче и легче, чем больше времени простаивали вы в молитве в этом мире.

В хадисе сказано:
«С наступлением последней трети каждой ночи Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: „Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?“ — и так продолжается до рассвета».

А сегодня, к сожалению, ночь мусульман превратилась в день, и часть ее проводится с пользой, однако большая ее часть приносит только вред и разрушение. Не упускайте же в ночи Рамадана эти драгоценные часы, когда Всевышний нисходит к нижнему небу, подобно тому, как вы упускаете их в другие ночи года. Спросите себя, брат мой: где вы будете в последнюю треть сегодняшней ночи? В молитве, на свидании со Всевышним? Или же вместо этого вы будете спать? Или же вы будете бодрствовать, но при этом будете заняты ослушанием Аллаха?! При Пророке упомянули о человеке, который проспал всю ночь, пропустив утреннюю молитву, и он сказал:

"Шайтан помочился в уши этого человека!«48.
Если Шайтан делает это с теми, кто просыпает молитву, то что он делает с теми, кто не спит по ночам ради совершения грехов и ослушания Аллаха?! Некоторым тяжело отказаться от сна ради поклонения Аллаху, зато они с удовольствием бодрствуют ради занятий, отвлекающих их от поминания Аллаха...

однажды сказали: «Мы не можем совершать ночную молитву!». Он ответил: «Это ваши грехи мешают вам делать это!». А аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: "Если ты не можешь молиться ночью и поститься днем, знай, что ты лишен этого — тебя удерживают твои грехи«.Ибн Мас‘уду

«О Аллах, помоги нам стоять пред Тобою в этом мире должным образом и облегчи нам посредством этого стояние в Судный день в мире вечном, и убереги нас от позора в этом мире и от наказания в мире вечном... Амин!».


Поделиться ссылкой:
Время намаза на 18.04.2024

00

:

00

:

00

Фаджр — 3:58
Восход — 5:41
Зухр — 12:48
Аср — 16:39
Магриб — 19:54
Иша — 21:30

Расписание на месяц

Фаза луны
9 лунный день
Растущая Луна
Видимость: 67.64%
Один аят из Корана

«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных»

Аят 45, Сура 2 «Аль-Бакара»