Пост в Рамадан

6 Июня 2016

Конечно же, постящийся должен уделять внимание духу Рамадана и его значению, но при этом он не должен забывать и о нормах Шариата, связанных с постом, и обо всем том, что помогает верующему проводить этот благословенный месяц должным образом. Многие люди нуждаются в том, чтобы «оживить» свое поклонение в Рамадан, однако зачастую многие из них не знают норм Шариата, чтобы правильно провести этот месяц.

А вот, дорогой постящийся, важнейшие из этих норм:

Пророку начинал поститься сам и велел делать это своим сподвижникам, когда один из них видел народившийся месяц. ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передает: «Люди увидели народившийся месяц, и я сообщил Пророку о том, что я видел его, и он начал поститься и велел поститься людям». Сообщения одного человека считали достаточным в этом вопросе аш-Шафи‘и, ханбалиты16, Ибн Хазм, а также Ибн Таймиййа18 и Ибн аль-Каййим(да помилует Аллах их всех).

1)Для того, чтобы подтвердить начало Рамадана, достаточно сообщения или свидетельства одного мусульманина о том, что он видел народившийся месяц. Это устраняет трудности в поклонении. Посланник Аллаха

2) Рамадан — особый месяц, и награда во время него — полная, независимо от числа его дней. Рамадан отличается от предыдущих и последующих месяцев, и за день или два до его наступления нужно прекратить соблюдать другие посты, а после него, в день Праздника, пост запрещен.

Пророк сказал:
«Не поститесь за один или два дня до начала Рамадана и в тот, который перед ним, кроме того случая, когда на эти дни выпадает пост, соблюдаемый человеком обычно».

Более того, Пророк велел людям прекращать другие посты за две недели до наступления Рамадана, чтобы они с нетерпением ожидали этого поста и начинали его с новыми силами. Он сказал:

«Не поститесь по прошествии половины месяца Ша‘бан».

3) Хотя награда за пост в Рамадан очень велика, Всевышний по милости Своей возложил обязанность соблюдать его только на разумных, совершеннолетних и способных соблюдать его людей. Умалишенный и несовершеннолетний, а также неспособный выдержать пост из-за болезни или старости не обязан соблюдать пост в Рамадан — вместо этого он кормит каждый день одного бедняка. Однако, освобождая от поста тех, кто не может поститься, Всевышний не снимает с них обязанности уважать благословенный месяц, возвеличивать его и проводить его в поклонении и покорности Ему. Что же касается немусульманина, умалишенного и женщины в период менструации или послеродового кровотечения, то их пост недействителен и не вознаграждается Всевышним. Пост немусульманина и умалишенного не засчитывается, потому что он лишен необходимого условия — намерения. Что же касается женщины в период менструации или послеродового кровотечения, то хотя она не молится и не постится, она может заниматься в Рамадан другими благими и угодными Аллаху делами — слушать Коран, много поминать Аллаха, восхвалять Его, просить у Него прощения и обращаться к Нему с мольбами. Она может также раздавать милостыню и совершать другие благие дела.

4) Главное в посте — надежда на награду Всевышнего, и верующий должен обновлять свое намерение, чтобы оно всегда оставалось правильным. Это нужно делать каждую ночь — для того, чтобы его пост был принят. Хафса (да будет доволен ею Аллах) передает, что Посланник Аллаха сказал:

«Кто не сделал намерения поститься с ночи, нет ему поста»

Достаточно общего намерения: если человек не вознамерился ночью прервать свой пост на следующий день, это означает, что он продолжает придерживаться общего намерения держать пост по прошествии каждой ночи в течение всего Рамадана.

5) Кто вознамерился соблюдать пост, тот должен воздерживаться от всего того, что делает пост недействительным, со второго (настоящего) рассвета23 до заката. Всевышний сказал:

С приближением конца ночи на восточном горизонте начинает пробиваться полоска света — это и есть первая заря, которую также называют обманчивым рассветом или рассеивающейся зарей. Затем на восточном горизонте наступает темнота, которую сменяет резкий и сияющий свет. Он надвигается широкой полосой и постепенно усиливается. Именно этим светом и является вторая утренняя заря, которую также называют «правдивым» рассветом, или же «бьющим» рассветом, или же «освещающим» рассветом
2)(Мухаммад Ашик Иляхий Аль-Бараний. Фикх. Необходимое упрощение вопросов Аль-Кудурия)

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187).

По единогласному мнению ученых во время поста запрещается:

— Намеренно есть или пить.

— Использовать то, что подобно пище и питью, например, капли в нос, ибо они попадают в горло. Также не следует слишком глубоко промывать нос при омовении, поскольку вода может попасть в горло. Это нарушает пост.

Пророк сказал:

«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься».

— Использовать питательные инъекции: они подобны пище и питью, поскольку заменяют их.

— Делать переливание крови, поскольку кровь производится в организме из пищи и питья, и, соответственно, замещает их. Что же касается использования глазных и ушных капель, сурьмы, лекарственных (непитательных) инъекций и суппозиториев, вдыхания благовоний, то все это не подобно пище и питью и не нарушает пост. А что касается кровопускания (хиджама), то ближе к истине мнение, что оно также не нарушает пост. Ибн ‘Аббас передает: "Пророку отворяли кровь, когда он постился«25. Этот хадис отменяет слова Пророка , переданные Саубаном :

«Нарушается пост того, кто отворяет кровь, и того, кому отворяют кровь»

Отмену подтверждает и хадис Абу Са‘ида аль-Худри : «Посланник Аллаха разрешил постящемуся поцелуй и кровопускание».

— Запрещается совокупление или намеренное семяизвержение в состоянии бодрствования посредством любовной игры без совокупления, посредством мастурбации и так далее, поскольку все это подобно совокуплению.

— Запрещается намеренно вызывать рвоту. Такая рвота нарушает пост — относительно этого существует согласное мнение ученых — в отличие от непроизвольной рвоты, которая не нарушает пост. Посланник Аллаха сказал:
«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост».

Кроме того, пост женщины нарушается при выходе менструальной крови или послеродовом кровотечении. Причем пост считается прерванным (согласно общему мнению ученых), даже если кровотечение началось перед самым закатом солнца. В хадисе, переданном Абу Са‘идом аль-Худри , говорится:

«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?».

6) Пост того, кто поел или попил, забывшись, или по ошибке, не нарушается, и ему не нужно возмещать его даже в том случае, если он съел или выпил достаточно много. Посланник сказал:

«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил».

Что же касается поевшего или попившего по ошибке, то сюда относится, например, тот, кто поел, думая, что рассвет еще не наступил, а на самом деле начало светать, или тот, кто думал, что солнце уже зашло, и поел, а на самом деле оно еще не село. Что же касается того, кто намеренно нарушает пост без оправдания, то он берет на душу великий грех, и он должен покаяться перед Аллахом, а потом возместить те дни поста, которые он пропустил. Таково мнение большинства ученых.

7) Если у женщины началась менструация или послеродовое кровотечение в Рамадан, то ей запрещено поститься, и она должна возместить пропущенные дни после того, как очистится. Му‘аза передает, что она спросила ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщина после окончания менструации возмещает пост, но не возмещает молитвву?». ‘Аиша сказала: «Ты что, харуритка?». Она ответила: «Нет, я не харуритка... Я просто спрашиваю». Тогда ‘Аиша сказала: «К нам тоже приходило это, и нам было велено возмещать пост, но не было велено возмещать молитву».

8) Аллах разрешил путешественнику не соблюдать пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185).

Однако разрешенность разговения во время путешествия вовсе не означает, что пост во время путешествия запрещен. Хамза ибн ‘Амр аль-Аслями спросил Посланника Аллаха : «О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал:

«Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха».

9) Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамадан, нарушается, на него ложится грех, и он должен возместить этот день поста и искупить свой грех посредством освобождения раба. Если же это невозможно, тогда он обязан поститься два месяца без перерыва, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить шестьдесят бедняков. Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры , приведенном в обоих «Сахихах».

10) Если в некоторые дни человеку очень трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

"Он не сделал для вас никакого затруднения в религии«(22:78). Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Сюда же относятся беременные и кормящие женщины, если они опасаются за себя или своих детей.

Пророк сказал:
«Всевышний Аллах снял с путешественника пост и половину молитвы, а с беременной и кормящей — пост».

11)Тот, кто вообще не может поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост), например, очень старый, а также неизлечимо больной человек, — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день кормить одного бедняка. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас прочитал Слова Всевышнего:

"А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка«36 (2:184) — и сказал: «Этот аят не отменен. Он — о дряхлом старике и старухе, которые не могут поститься и должны кормить за каждый день бедняка». Однако если старик или старуха выжили из ума и перестали отдавать себе отчет в своих действиях, с них снимается и обязанность соблюдать пост, и обязанность кормить бедняка, поскольку из-за их состояния с них вообще снимаются религиозные обязанности.

«О Аллах, даруй нам понимание нашей религии, научи нас тому, что принесет нам пользу, принеси нам пользу посредством того, чему Ты научил нас, и добавь нам знания... Амин!»

Ас-Саади писал: «Всевышний Аллах позволил вместо соблюдения поста накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это предписание оставалось в силе короткое время, когда Аллах только ниспослал повеление соблюдать пост. Пост был настолько непривычен для мусульман, что категорическое повеление поститься могло стать обременительным для многих людей, и поэтому Мудрый Господь пожелал постепенно подготовить своих рабов к более тяжелому предписанию и позволил им самостоятельно делать выбор между соблюдением поста и кормлением бедняка, но подчеркнул, что для них будет лучше поститься. Впоследствии Аллах повелел соблюдать пост в обязательном порядке каждому, кто способен поститься, и позволил разговляться и возмещать пропущенный пост каждому, кто испытывает временные трудности. Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых старцев и других людей, которые не способны перенести тяготы поста. Такие люди обязаны в искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение также является достоверным».

Поделиться ссылкой:
Время намаза на 08.05.2024

00

:

00

:

00

Фаджр — 03:09
Восход — 04:58
Зухр — 12:44
Аср — 16:55
Магриб — 20:30
Иша — 22:12

Расписание на месяц

Фаза луны
29 лунный день
Стареющая Луна
Видимость: 0.25%
Один аят из Корана

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.»

Аят 238, Сура 2 «Аль-Бакара»