О жертвоприношении в Билярске на горе “Хужалар тавы”. Из журнала "ад-Дин ва адаб" в 5-м номере за 1917 год.

20 Декабря 2012

Вопрос:
В десятом номере журнала в ответ на вопрос об обетах могилам был приведён хадис «В исламе нет закалывания животных у могил», из которого стало ясным то, что нельзя закалывать животных с тем, чтобы попросить помощи у лежащих в могилах, также с помощью хадиса было дано разъяснение и относительно места, называемого Бувана. Теперь мы решили задать вопрос ещё об одном месте, расположенном недалеко от нас — в Чистопольском уезде есть гора «Хужалар тавы», на которой, как говорят, есть могилы святых и в летние дни каждую среду для посещения этих могил из Спасского района едет бесчисленное количество мусульман. Конечно же, среди них много тех, кто везёт с собой овец и коз, остановившись на лужайке у подножия горы, они режут своих овец и коз, и, прочитав Коран, возвращаются. У этой же горы, на том же месте где режут жертвенный скот, есть и место поклонения русских, и по воскресеньям туда собирается много жителей из находящейся недалеко деревни Биляр и окрестных русских деревень, в течение дня там бывает много поклоняющихся русских. В нашем Спасском уезде есть хазраты, объявляющие себя ишанами, которые, вместо того чтобы запрещать людям ездить туда, выходят против тех, кто объявляют это запретным, и собрав вокруг себя людей разного возраста, везут из своих приходов по десять — пятнадцать человек. Тем, кто пытается разъяснять людям запретность подобных вещей на основании благородных хадисов они говорят: «Этот хадис не про „Хужалар тавы“», и фанатично пытаются по-своему дать объяснение этому хадису. И вот мы просим Вас разъяснить — не будут ли обеты, данные в месте поклонения христиан, запретными? Или же, как говорят эти хазраты, вышеупомянутом хадисе говорится не об этом, и никакого вреда в том, чтобы давать обеты в этих местах нет?«.
Худжатуль-ислам Мансури из Старого Разяпа

Ответ:
Как видно, в упоминаемом хадисе слов «‘укр» употребляется без определённого артикля и отрицание употребляется в полном абсолютном значении, поэтому, исходя из науки «усуль аль-фикх», так как абсолютное отрицание используется в отношении слова без артикля, то значение хадиса будет общим: «Любое жертвоприношение, совершённое ради любой могилы, где бы она не находилась, является неправильным и запретным», и, исходя из этого, не остаётся места для высокомерия, фанатичного сомнения и упрямства. Если мы допустим, что данный хадис был сказан в отношении какой-то конкретной могилы, то и в этом случае вытекающая из него шариатская правовая норма была бы общей и действовала бы в отношении всех могил. Это объясняется тем, что во внимание принимается не особая причина, по которой был сказан хадис, а общность смысла слов. Таким образом, в связи с тем, что этот хадис имел целью покончить с распространённым во времена доисламского невежества обычая жертвоприношений на могилах, то и область его применения будет неограниченной, общей.

Этот вопрос упоминается даже и в книге «Бадавам», которая читается в мактабах на протяжении более чем ста лет: «...или зарежет жертвенное животное для могилы», где жертвоприношение для могил перечисляется в числе обычаев доисламского невежества.

В результате, это действие и по материальному и по смысловому значению содержит в себе большой вред и нет никакого сомнения в том, что это нововведение, категорически запрещённое исламским шариатом. Более того, можно с большой вероятностью или даже однозначно сказать о том, что это действие наносит вред вере человека, который надеется получить за это награду и считает это соответствующим шариату. С точки зрения ислама нововведение еще более вредно чем другие грехи, и именно поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, очень строго запретил все нововведения в религии. Он очень ясно сказал о том, что никакие деяния человека, приверженца нововведений, и даже его покаяние не будет приняты Аллахом, и сообщил о том, что те, кто стараются покончить с нововведениями, получат награду мучеников-шахидов.

Передаётся бесчисленное множество хадисов, в которых говорится о необходимости остерегаться нововведений, и поэтому учёные говорили о том, что совершение нововведений опаснее оставления Сунны, и что если есть сомнения относительно того, относится ли какое-то действие к Сунне или к нововведениям, то его лучше оставить. В связи с тем, что нововведения противоречат Сунне — пути, указанному Посланником Аллаха в делах религии, они являются одним из вреднейших деяний, и с появлением одного нововведения исчезает одна сунна, и чем больше распространение получают нововведения, тем больше исчезает Сунна. В этой связи, кто совершает нововведения, тот отходит от пути чистой Сунны, и по этой причине от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся бесчисленное множество хадисов, призывающих следовать этому пути Сунны, и он предупредил о том, что на пядь отошедший с этого пути вышел из ислама.

В хадисе, который передаёт Айша — «Я проклял шестерых, и их проклял Аллах и пророки, чьи мольбы не оставались непринятыми...» в числе проклятых Аллахом упоминается и тот, кто оставил Сунну, то есть тот, кто отошёл на пядь от пути, указанного Посланником Аллаха проклят Аллахом и Его Посланником.

Если задуматься над смыслом многочисленных хадисов, таких как: «Неуклонно следуйте моей Сунне...», «Держитесь за неё коренными зубами...», «Кто полюбит мою Сунну, тот полюбил меня, а кто полюбил меня — будет со мной в Раю», «Кто откажется от моей Сунны тот не от меня» и «Не уверует из вас никто до тех пор, пока его желания не будут соответствовать тому, с чем я пришёл», то становится ясным, что каждый мусульманин обязан держаться за Сунну зубами и ногтями, стараясь ни на волосок не отклонятся от Сунны. Очень большое сожаление вызывает то, что невежественные люди из числа наших имамов, занимающие положение учёных, обязанностью которых является призывать людей к Сунне и отвращать от нововведений, вместо этого тащат людей в сторону нововведений. И бедный народ, принимающий каждое слово муллы в качестве шариата, совершает жертвоприношения для могил и другие подобные противоречащие Сунне деяния, считая их религиозным поклонением и вознаграждаемым поступком, сам не чувствует того, как выходит из религии. Насколько же это скверные деяния! Непростительными преступлениями является то, когда кто-то старается вывести умму Посланника Аллаха с его пути, или молчит, закрывая на эти противоречащие Сунне деяния. Да исправит наше положение Аллах! Именно поэтому Посланник Аллаха говорил: «Самыми опасными в моей умме людьми являются неправедный учёный и невежественный поклоняющийся!» и «Вред от неправедного учёного больше чем от Даджала».

То же самое сказал и один поэт:
Безнравственный учёный — великий вред
Но хуже него поклоняющийся невежда
Великая смута эти двое в обоих мирах
Для тех, кто в религии своей следует им неуклонно

Однако эти слова не означают того, что посещение могил является полным нововведением, хорошо известно, что посещение могил — это сунна, но оно должно совершаться в соответствии с шариатом, и только в таком виде будет являться сунной и вознаграждаемым деянием. Приказ посещать могилы заключается в том, что человек, видя их, делает для себя выводы, задумывается над тем, что эта участь ожидает и его, читать Коран, и жалея умерших, обращаться за них с мольбами, посвящая их душам вознаграждение от чтения Корана.

Но в то же время запретным является совершать жертвоприношения для могил, обращаться с мольбами к лежащим в могилах, просить у них силы и помощи. Просить у них то, о чём можно просить только Аллаха — подобное полностью противоречит Сунне и является запретным.
Некоторые в качестве доказательства пытаются привести следующие слова: «Если вы окажетесь в растерянности — обращайтесь за помощью к лежащим в могилах». Эти слова Ибн Камаль Паша упоминает в своей книге «Сорок хадисов» без указания источников, однако в связи с тем, что его не передают учёные в области хадисов, он является безосновательным и неподтверждённым. Но если даже эти слова и подтвердятся как хадис, то по смыслу они будут иметь такое же значение, как и хадис, рассказанный Анасом: «Однажды к Посланнику Аллаха пришёл один человек и пожаловался на то, что его душа стала чёрствой, и тогда он сказал ему «Посмотри на могилы и подумай о воскрешении». Это объясняется тем, что если оказавшийся в растерянности, попавший в затруднительное положение человек, пойдя к могилам, задумается о состоянии мёртвых, о том, что они, бросив всё своё имущество, предстали перед Аллахом для ведения расчёта, — печаль сразу покинет его душу, и если он подумает о том, что его мирские заботы ничто по сравнению с тем, какой ужас ожидает его в Последней жизни, его душа тут же успокоится. Это и будет обращение за помощью к лежащим в могилах. Иначе же, из слов об обращении за помощью к лежащим в могилах, поиске их поддержки в достижении желаемого, само по себе становится очевидным то, что этот хадис выдуманный. Это объясняется тем, что такой хадис противоречит аяту «Только Тебя одного мы просим о помощи» , и то, что этот хадис противоречит аяту Корана, является ещё одним признаком того, что этот хадис выдуманный.
Также в одном хадисе, достоверность которого подтверждена, говорится: «Если ты хочешь просить помощи, то проси её у Аллаха», и также очевидно, что вышеупомянутый хадис противоречит этому хадису. Основываясь на этом, как было разъяснено выше, подобные слова никак не могут быть правильными. Конечно, обращение за помощью к праведным и обладающим добрым нравом людям возможно, однако поиск этой помощи не может быть в том смысле, который был изложен ранее, и означает использование их дружбы и размышление. Как подтверждается практикой, дружба в любом случае приносит пользу, и будучи другом праведных людей, человек перенимает их характер, что в свою очередь служит ещё одной мерой для того, чтобы самому стать лучше. Это и означает обращаться к помощи праведных и хороших людей. Основываясь на этом в исламе много советов и приказов быть с хорошими людьми и избегать дружбы с плохими, мудрость этого заключается в том, что два друга неизменно оказывают влияние друг на друга, и как говорят, «Дружба переходит с одного на другого, а натура ворует»«.

Из книги «Фетвы татарских ученых»
Материал взят со страницы Вконтакте «Йоз ел элек...»
Поделиться ссылкой:
Время намаза на 24.09.2020

00

:

00

:

00

Фаджр — 04:57
Восход — 06:36
Зухр — 12:40
Аср — 15:52
Магриб — 18:43
Иша — 20:16

Расписание на месяц

Фаза луны
6 лунный день
Растущая Луна
Видимость: 44.52%
Один аят из Корана

«Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо.»

Аят 281, Сура 2 «Аль-Бакара»